Контакты
  • Главная
  • Тендеры
  • О компании
  • Продукция
  • Акционерам и инвесторам
  • Социальная политика
  • Охрана труда и промышленная безопасность
  • Экология
  • Пресс-центр
    • Газета
    • Радио
    • Новости
  • Пропускной и внутриобъектовый режим
  • Вакансии
  • Политика в отношении обработки персональных данных

Обратная связь


Проект технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

ВВЕДЕНИЕ

Проект технического задания (ТЗ) на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проектной документации «Комплекса замедленного коксования ПАО «Орскнефтеоргсинтез» представляется для общественного обсуждения в соответствии с российскими законодательными требованиями в области охраны окружающей среды.

В ТЗ на ОВОС Заказчик учитывает требования уполномоченных органов по охране окружающей среды, органов местного самоуправления, а также мнения других участников процесса ОВОС. ТЗ рассылается участникам процесса ОВОС по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения ОВОС.

Общественные обсуждения намечаемой деятельности проводятся с целью:

  • реализации прав граждан на информирование и участие в принятии экологически значимых решений;
  • выявления различных экологических факторов, характерных для рассматриваемой территории, чтобы при выполнении экологической оценки не были упущены серьезные негативные воздействия на окружающую среду;
  • учета интересов различных групп населения;
  • получения информации о местных условиях и традициях (с целью корректировки проекта или выработки дополнительных мер) до принятия решения;
  • обеспечения большей прозрачности и ответственности в принятии решений;
  • снижения конфликтности путем раннего выявления спорных вопросов.

В соответствии с российским законодательством общественное обсуждение намечаемой деятельности проводится органами местного самоуправления совместно с Заказчиком хозяйственной деятельности.

Порядок обсуждения с общественностью ТЗ на ОВОС и последующее обсуждение материалов ОВОС установлены «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утв. Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, далее Положение об ОВОС).

В соответствии с данным документом замечания и предложения (в письменном виде) к проекту ТЗ принимаются в течение 30 дней. На основе поступивших замечаний и предложений вносятся изменения в проект ТЗ, по результатам рассмотрения Заказчик готовит отчет об учете поступивших предложений и замечаний.

Затем на основании утвержденного ТЗ разрабатывается предварительный вариант материалов ОВОС и не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений публикуется информация о дате и месте проведения общественных обсуждений. Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам ОВОС обеспечивается Заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.

Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов ОВОС в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

  1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

Работа по выполнению ОВОС проводится в соответствии с Федеральным законом  «Об охране окружающей среды (№ 7-ФЗ от 10.01.2002 с изм. от 27.12.2019 г.).

Настоящим ТЗ определяются объем и порядок проведения ОВОС планируемого строительства Комплекса замедленного коксования на ПАО «Орскнефтеоргсинтез».

Целью работы по проведению ОВОС является выявление значимых воздействий на окружающую среду, прогноз возможных последствий и рисков для окружающей среды, рекомендации по предупреждению или снижению негативных воздействий в процессе реализации намечаемой деятельности.

Результатом выполнения ОВОС должно стать принятие обоснованного решения о возможности реализации проекта строительства Комплекса замедленного коксования с позиций экологической безопасности, наименьшего воздействия на окружающую среду.

Сроки проведения ОВОС – начало I квартал 2020 г. – окончание II квартал 2020 г.

Заказчик намечаемой деятельности:

Публичное акционерное общество «Орскнефтеоргсинтез» (ПАО «Орскнефтеоргсинтез»)

Генеральный директор – Пилюгин Владимир Васильевич

Адрес: 462407, г. Орск-7, ул. Гончарова 1а

Тел. 8 (3537) 34-24-51

Факс: 8(3537)34-33-34,34-29-09

E-mail: mail(a)ornpz.ru

Исполнители:

Разработчик проектной документации – Закрытое акционерное общество «Нефтехимпроект» (ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ»)

Генеральный директор – Смирнов Виктор Николаевич

Адрес: 190005, г. Санкт-Петербург, Крестовский пр., д. 11 литер А

Тел.: (812) 332-37-68

Факс: (812) 332-37-69

E-mail: spb(a)conhp.com

Разработчик материалов ОВОС – Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Кадастр» (ООО «НПП «Кадастр»)

Директор – Михайлова Анастасия Вячеславовна

Адрес: 150043, г. Ярославль, ул. Белинского, д. 1

Тел.: (4852) 75-19-79

Факс: (812) 332-37-69

E-mail: info@nppkad.ru

 

 

  1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1 Район размещения объекта намечаемой деятельности

Работы планируется выполнять в границах существующего землеотвода ПАО «Орскнефтеоргсинтез». Дополнительного отвода земель в постоянное и во временное пользование для реализации проектных решений не требуется.

Административно территория предприятия находится в северо-западной части города Орска Оренбургской области. На промышленной площадке располагается основное производство и станция механической очистки сточных вод (СМОСС). Территория производственной площадки с западной стороны ограничена группой предприятий, в том числе с северо-запада – ООО «Нефтестройреммаш» (НСРМ), с северо-востока – ЗАО «Завод синтетического спирта», с востока – ПАО «Комбинат Южуралникель», юго-западнее размещается Орская ТЭЦ-1. С юго-восточной стороны территория предприятия примыкает к территории ООО «Деревообрабатывающий комбинат», с южной – ООО «Орский завод строительных машин».

Ближайшая жилая застройка находится в северо-западном направлении от основного производства на расстоянии 170 м (пос. Победа), в юго-восточном направлении от СМОСС на расстоянии 510 м (пос. Никель), на расстоянии 670 м (пос. Строитель). Территории с нормируемыми показателями среды обитания расположены в северном направлении на расстоянии 90 м (земельный участок для размещения и эксплуатации объектов образования).

Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.10.2019 №200РСЗЗ для предприятия установлена граница санитарно-защитной зоны.

Ситуационный план района расположения предприятия ПАО «Орскнефтеоргсинтез» приведен на рисунке 1.

2.2 Характеристика предприятия

ПАО «Орскнефтеоргсинтез» является предприятием нефтеперерабатывающей отрасли. Основным видом деятельности ПАО «Орскнефтеоргсинтез» является производство бензинов автомобильных, дизельного топлива, битумов, топлива для реактивных двигателей, элементарной серы, сжиженного газа. Проектная мощность предприятия по переработке сырой нефти составляет 6,0 млн. тонн в год.

На промышленной площадке № 1 размещены следующие производственные подразделения:

– цех № 1  — первичная переработка нефти;

– цех № 2 – каталитический риформинг бензинов, включая блок компримирования ВСГ, гидроочистку дизельного топлива и авиакеросина, изомеризацию, установку производства водорода, производство серы;

– цех № 3 — производство нефтебитумов, факельное хозяйство, включая ГФУ, висбрекинг гудронов;

— цех № 5 — комплекс гидрокрекинга с секцией производства водорода, установка производства серы 1 и 2 линии, узел грануляции серы с фронтом погрузки;

– цех № 10 – резервуарный парк;

– цех водоснабжения, производственной канализации и нефтеловушек по очистке сточных вод;

– цех парогазовоздухоснабжения (ПГВС);

– автотранспортный цех.

Предприятие относится к I категории по негативному воздействию на окружающую среду.

2.3 Характеристика проектируемого объекта

Строительство комплекса замедленного коксования предусматривается в целях:

– увеличения глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов на предприятии;

– увеличения производства моторных топлив, соответствующих требованиям класса 5 по ТР ТС 013/2011;

– повышения технико-экономических показателей ПАО «Орск­нефтеоргсинтез».

Строительство будет осуществляться на территории действующего пред­приятия без остановки основного производства, финансирование – собственные средства.

Технико-экономические показатели Комплекса замедленного коксования:

-   расчетная производительность установки замедленного коксования 150 т/час по сырью. Годовая производительность установки - 1200 тыс. тонн в год. Диапазон устойчивой работы 60-110%;

-   установка гидроочистки дистиллятов коксования с расчетной производительностью 70 т/час по сырью (уточняется после полу­чения данных от Лицензиара процесса замедленного коксова­ния). Годовая производительность установки - 560 тыс. тонн в год. Диапазон устойчивой работы 60-110%;

-   секция очистки и разделения предельных сжиженных газов в составе установки замедленного коксования производительно­стью 30 т/час по сырью. Годовая производительность секции - 160 тыс. тонн з год. Диапазон устойчивой работы 60 – 110 %;

-   секция концентрирования водородсодержащего газа в со­ставе установки гидроочистки дистиллятов коксования произво­дительностью 30000 нм3/час по сырью. Диапазон устойчивой ра­боты секции 60- 110%;

-   установка отпарки кислой воды и регенерации МДЭА. Рас­четная мощность по отпарке кислой воды - 45 т/час, 360 тыс. т/г од, диапазон устойчивой работы 60 - 110%. Расчетная мощ­ность по регенерации МДЭА - 128 т/час, 1024 тыс. т/год, диапа­зон устойчивой работы 60 - 110 % (мощность уточняется разра­ботчиком детального проектирования);

-   бытовой корпус;

-   лаборатория охраны природы;

-   резервуары питьевой воды (2x600 м3) с насосной (2x200 мЗ/час);

-   промежуточный парк установки гидроочистки дистиллятов коксования 2x2000 м3;

-   установка химводоподготовки мощностью 60 т/час по химочищенной воде;

-   водоблок мощностью 3600 мЗ/час по охлажденной воде;

-   факел углеводородных газов мощностью 200 т/час по сбросу углеводородных газов, (мощность уточняется при получении данных Лицензиара процесса замедленного коксования);

-   резервный факел кислых газов мощностью 22 т/час по сбросу кислых газов, (мощность уточняется разработчиком детального проектирования);

-   ЦРП-2а.

Режим работы установок комплекса – круглосуточный, круглогодичный, расчетное время работы 8000 часов в год. Сырье для комплекса замедленного коксования:

-   сырьем установки замедленного коксования является гуд­рон с установки вакуумной перегонки мазута, установок ЭЛОУ- АВТ и ЭЛОУ-АВТ-3;

-   сырьем установки гидроочистки дистиллятов коксования являются бензиновая фракция и фракция легкого газойля с уста­новки замедленного коксования;

-   сырьем секции очистки и разделения предельных сжижен­ных газов в составе установки замедленного коксования являют­ся сжиженные газы с действующих установок предприятия;

-   сырьем секции концентрирования водородсодержащего газа в со­ставе установки гидроочистки дистиллятов коксования является водородосодержащий газ с действующих установок предприятия.

Проектирование установки замедленного коксования и установки гидроочистки осуществляется на основании базового проекта Лицензиара Компании «Amec Foster Wheeier».

  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ОВОС

Цели ОВОС. ОВОС проводится с целью предотвращения/ минимизации воздействий, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности, на окружающую среду и связанных с этим социальных, экономических и иных последствий на всех стадиях реализации проекта.

Задачи ОВОС. Для достижения указанной цели при проведении ОВОС необходимо решить следующие задачи:

  1. Выполнить оценку современного (фонового) состояния компонентов окружающей среды в районе размещения намечаемой деятельности, включая состояние атмосферного воздуха, почвенных, земельных и водных ресурсов, а также растительности, ресурсов животного мира. Описать климатические, гидрологические, социально-экономические условия на территории. Дать характеристику существующему уровню техногенного воздействия в районе размещения проектируемого объекта.
  2. Провести оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Рассмотреть факторы негативного воздействия на природную среду, определить количественные характеристики воздействий при осуществлении намечаемой хозяйственной деятельности.
  3. Разработать мероприятия по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.
  4. Разработать рекомендации по проведению производственного экологического контроля в районе расположения проектируемого объекта.
  5. Провести оценку альтернативных вариантов и выполнить экологическое обоснование выбранного варианта.
  6. Выявить и описать неопределенности в оценке воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, разработать рекомендации по их устранению на последующих этапах работы.

Основные принципы проведения ОВОС. Федеральным законом «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (с изм. от 27.12.2019 г.) (ст. 1) ОВОС определяется как «вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Федеральный закон (ст. 3) предписывает обязательность выполнения ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Проведение ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности осуществляется с использованием совокупности принципов по охране окружающей среды в Российской Федерации:

  1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности – любая намечаемая хозяйственная деятельность может являться источником негативного воздействия на окружающую среду.
  2. Принцип обязательности проведения ОВОС на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную деятельность.
  3. Принцип альтернативности – при проведении ОВОС рассматриваются альтернативные варианты достижения цели намечаемой деятельности, а также «нулевой вариант (отказ от деятельности).
  4. Принцип превентивности -– предпочтение отдается решениям, направленным на предупреждение возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
  5. Принцип гласности – обеспечение участия общественности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется Заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
  6. Принцип научной обоснованности и объективности – материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны базироваться на результатах научно-технических и проектно-изыскательских работ, объективно отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.
  7. Принцип легитимности – все решения и предложения, рассматриваемые в ОВОС, должны соответствовать требованиямфедеральных и региональных законодательных и нормативных актов по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и экологиической безопасности деятельности.
  8. Принцип информированности – предоставление всем участникам процесса ОВОС возможности своевременного получения полной и достоверной информации о планируемой деятельности.
  9. Принципы обеспечения нормативного уровня техногенных воздействий – минимизация или предотвращение отрицательного влияния на природно-хозяйственные, социально-экономические и культурно-исторические условия территории деятельности, обеспечения максимальной экологической и технологической безопасности эксплуатации предприятия.
  10. Принципы контроля – реализация программ мониторинга источников и объектов техногенного воздействия.
  11. Принципы платного природопользования – осуществление платежей за изъятие и нарушение природных ресурсов, за поступление загрязняющих веществ и размещение отходов, компенсация ущерба от планируемой деятельности.

Порядок проведения ОВОС и состав материалов регламентируется «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372). Согласно положению об ОВОС, при проведении оценки воздействия на окружающую среду, Заказчик (Исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством РФ, а специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду Заказчику (Исполнителю) для проведения ОВОС.

Степень детализации и полноты ОВОС определяется, исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности, и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

 

 

  1. ИНФОРМИРОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИИ И УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

4.1 Требования законодательства

Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС намечаемой деятельности закреплено следующими законодательными актами:

– Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993): ст. 24 п. 2, ст. 42;

– Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. на 27.12. 2019 г): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1;

– Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изм. на 27.12.2019): ст. 9;

– Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава I (п. 1.6.), глава II (п.2.5.,п. 2.7.), глава III, глава IV;

– Федеральный закон от 06.10.2003  №131-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 27.12.2019), ст. 25, 17-19, ст. 29-31;

– Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании город Орск, утв. решением Орского городского Совета депутатов от 03.03.2006 № 6-68/67 (с изм. от 20.06.2018).

В соответствии с п.4.2. Положения об ОВОС участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС обеспечивается Заказчиком, но организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти.

С целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки Заказчик осуществляет информирование общественности о реализации проекта в период проведения ОВОС на всех этапах: уведомление, составление технического задания, подготовки предварительных и окончательных материалов ОВОС. Всем участникам процесса ОВОС должна быть представлена полная и достоверная информация.

Порядок проведения общественных обсуждений определяется органами местного самоуправления при участии Заказчика и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.

 

4.2 Основные мероприятия общественных обсуждений

  1. Информирование органов власти. Письменное уведомление, Проект ТЗ на выполнение ОВОС намечаемого строительства Комплекса замедленного коксования направляются в органы местного самоуправления – Главе города Орск.
  2. Информирование общественности о проведении обсуждения проекта ТЗ на ОВОС через публикации в СМИ (в газетах федерального, регионального и местного уровня), на официальных сайтах администрации города Орска и ПАО «Орскнефтеоргсинтез».
  3. Сбор мнения заинтересованных сторон при обсуждении проекта ТЗ в течение 30 дней с момента публикации объявлений.
  4. Учет мнения общественности путем внесений изменений в первоначальный вариант, составление и утверждение окончательного варианта ТЗ.
  5. Обеспечение доступа к утвержденному варианту ТЗ в течение всего периода проведения ОВОС.
  6. Информирование через СМИ и Интернет о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов ОВОС, о дате и месте проведения общественных обсуждений (не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений).
  7. Предоставление возможности общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов ОВОС и представить свои замечания в течение 30 дней с момента публикации объявления.
  8. Проведение общественных слушаний, в ходе которых составляется протокол, где четко фиксируются основные вопросы обсуждения. Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), Заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов ОВОС.
  9. Учет поступивших замечаний, предложений и иной информации от участников процесса ОВОС путем внесений изменений в предварительный вариант материалов ОВОС, составление и утверждение окончательного варианта материалов ОВОС.
  10. Обеспечение доступа общественности к окончательному варианту материалов ОВОС в течение всего срока с момента утверждения последнего варианта и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОВОС И ПРЕДВАТИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Состав и содержание материалов ОВОС должны быть выполнены в соответствии с законодательными и нормативными требованиями РФ в области охраны окружающей среды, природопользования. Состав и содержание материалов ОВОС также должны удовлетворять требованиям региональных законодательных и нормативных документов.

ОВОС проекта строительства Комплекса замедленного коксования должна быть выполнена на основе имеющейся официальной информации, статистики, проведенных ранее исследований, геологических и инженерно-экологических изысканий. При выявлении недостатка в исходных данных и других неопределенностей в определении воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, необходимо описать данные неопределенности, оценить степень их значимости и разработать рекомендации по их устранению.

Для оценки воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду могут быть использованы расчетные методы определения прогнозируемых выбросов, сбросов и норм образования отходов, метод аналоговых оценок и сравнение с экологическими нормативами, методы системного анализа и математического моделирования, метод экспертных оценок для оценки воздействий, не поддающихся непосредственному измерению и др.

Предварительное содержание материалов ОВОС:

1 Общие сведения

2 Цель и потребность реализации проекта строительства

3 Описание окружающей среды

3.1 Характеристика землепользования

3.2 Сведения о геологической среде и почвенном покрове

3.3 Характеристика воздушного бассейна

3.4 Характеристика водных ресурсов

3.5 Характеристика объектов складирования (утилизации) отходов промышленного назначения

3.6 Характеристика растительного и животного мира

4 Пояснительная записка по технологии

5 Альтернативы достижения цели намечаемой хозяйственной деятельности

5.1 Альтернативы по вариантам расположения объекта

5.2 Альтернативы по технологии

5.3 Нулевая альтернатива

5.4 Обоснование выбора варианта строительства из всех рассмотренных альтернатив

6 Описание возможных видов воздействия на окружающую среду

6.1 Воздействие на недра и земельные ресурсы

6.2 Воздействие на атмосферный воздух

6.3 Воздействие на водные ресурсы

6.4 Воздействие отходов промышленного производства

6.5 Воздействие на растительный и животный мир

7 Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия

8 Неопределенности, выявленные при проведении оценки воздействий

9 Краткое содержание программ мониторинга до и после проектного анализа

10 Результаты общественных обсуждений

11 Резюме нетехнического характера

Приложения

 

Назад
© ПАО "Орскнефтеоргсинтез"
2003-2023
Справочная служба завода: +7 (3537) 34-21-11